История
Возможности HTML-документов развивались постепенно: сначала все ограничивалось собственно текстом с тегами и изображениями. Позднее появилась возможность вставки и воспроизведения звуковых файлов и видеоклипов. Однако помимо размещения мультимедиа-контента на веб-странице существовала проблема динамической обработки запросов и управления просмотром. Для ее решения стандартных средств HTML не хватало.
При генерации страниц в Web возникает дилемма, связанная с архитектурой "клиент-сервер". Страницы можно генерировать как на стороне клиента, так и на стороне сервера. В 1995 году специалисты компании Netscape создали механизм управления страницами на клиентской стороне, разработав язык программирования JavaScript.
Таким образом, JavaScript - это язык управления сценариями просмотра гипертекстовых страниц Web на стороне клиента. Однако на самом деле JavaScript - это не только язык для программирования на стороне клиента. Liveware, прародитель JavaScript, является средством подстановок на стороне сервера Netscape. Тем не менее, наибольшую популярность JavaScript обеспечил frontend.
Основная идея JavaScript состоит в том, чтобы изменять отдельные значения атрибутов HTML-контейнеров и свойств среды отображения в процессе просмотра HTML-страницы пользователем. При этом для актуализации изменений перезагрузка страницы не требуется.
Netscape Communications Corporation представляет
Компания Netscape Communications Corporation активно участвовала в процессе развития всемирной паутины. Последняя явно многим обязана этой компании: среди прочего Netscape подарила вебу JavaScript. Изначально компании удалось достойно вступить в борьбу за первенство в интернет-отрасли благодаря созданию и бесплатному распространению (для использования в домашних условиях) браузера Netscape Navigator.
Но в апреле 1995 года Netscape наняла Брендона Эйха, на которого была возложена особая миссия. Перед ним стояла задача внедрить язык программирования Scheme (или что-то похожее) в браузер Netscape Navigator.
Scheme - это функциональный язык программирования, один из двух наиболее популярных в наши дни диалектов языка Лисп (другой популярный диалект - это Common Lisp).
Однако постановка задачи была, мягко говоря, не слишком точна, Эйха перевели в группу, ответственную за серверные продукты, где он проработал месяц, занимаясь улучшением протокола HTTP. В мае разработчик был переброшен обратно, в команду, занимающуюся клиентской частью (браузером), где он немедленно начал разрабатывать концепцию нового языка программирования.
Через некоторое время появился скриптовый язык под названием LiveScript. Этот язык был создан для реализации интерактивности в HTML-документах, которые прежде были статичными. Поддержка LiveScript была реализована в первых версиях браузера Netscape Navigator, пользовался большой популярностью и успехом.
Помимо Брендана Эйха в разработке нового языка участвовали сооснователь Netscape Communications Марк Андрессен и сооснователь Sun Microsystems Билл Джой. Чтобы успеть закончить работы над языком к релизу браузера, компании заключили соглашение о сотрудничестве. Их целью было создать "язык для склеивания" составляющих частей веб-ресурса: изображений, плагинов, Java-апплетов, который был бы удобен для веб-дизайнеров и программистов, не обладающих высокой квалификацией.
В результате соглашения между Netscape Communications и Sun Microsystems и объединения идей LiveScript со структурой Java появилась среда под названием "Mocha", предназначенная для разработки сетевых приложений и, в конце концов, для создания динамичных web-страниц. Среда выпускалась как открытое ПО и была независима от используемой программной платформы.
Проект завершился созданием спецификаций, которые были опубликованы двумя компаниями в декабре 1995 года под названием JavaScript 1.0.
Netscape vs Microsoft vs стандартизация
Первым браузером, поддерживающим JavaScript, был Netscape Navigator 2.0. Однако корпорация Microsoft быстро сообразила, куда ветер дует и разработала свой "JavaScript", который получил название JScript 1.0. Естественно, его поддержка была реализована в браузере Microsoft Internet Explorer 3.0 и Internet Information Server.
Несмотря на то, что JScript формально был независимой разработкой Microsoft, он оказался совместимым с JavaScript 1.0 компании Netscape. Более того, сценарий, написанный для одного браузера, с большой вероятностью мог быть выполнен на другом браузере.
Позже компания Netscape выпустила версию JavaScript 1.1 для Netscape Navigator 3.0 и Live Wire Web server. В данной версии были сохранены все характерные черты языка JavaScript 1.0 и добавлено множество новых возможностей.
Компания Microsoft также усовершенствовала собственный язык JScript, но решила не включать в него все нововведения JavaScript 1.1. С этого момента возникла несовместимость браузеров: при попытке запустить сценарии, написанные на JavaScript 1.1, они не распознавались или приводили к ошибкам при использовании в продуктах Microsoft.
Для того, чтобы сделать свою версию нового языка более популярной, компания Netscape выпустила описание JavaScript.
Однако вскоре Netscape, Microsoft и другие компании решили, что будет лучше мирно договориться и выработать единый стандарт. Европейская ассоциация производителей компьютеров (European Computer Manufacturing Association - ЕСМА) начала работу над ним в ноябре 1996 года. В июле следующего года был создан новый язык, получивший название ECMAScript.
А пока шла работа над стандартом, конкуренты не теряли времени и выпустили новые версии собственных языков - JavaScript 1.2 для браузера Netscape Navigator 4.0, и JScript 2.0 для браузера Microsoft Internet Explorer 3.0. Таким образом проблемы совместимости языков выполнения сценариев еще больше усиливались: при доработке этих языков не был учтен общий стандарт (ЕСМА).
Жизнь Web-разработчиков сильно осложнилась. Им не только пришлось запоминать особенности каждого браузера, но и создавать Web-страницы, которые можно было бы просматривать в обоих браузерах.
Большинство из них было уверено, что ситуация никогда не изменится и будет только усугубляться. Однако оптимисты надеялись, что благодаря ЕСМА браузеры снова станут совместимыми. Конкурирующие компании прекратили упрямиться только к выходу третьей редакции стандарта ECMA 262 (ECMAScript Edition 3) и выпустили JavaScript 1.5, и JScript 5.5. Эти версии были практически на 100% совместимы с ECMAScript Edition 3.
После этого стало возможно написать сценарий JavaScript, который мог бы одинаково хорошо работать в обоих браузерах. Теоретически. Однако различия между браузерами все равно осложняли эту задачу.